Как справиться с проблемной ситуацией

Переживания современного подростка, столкновение с проблемными ситуациями, которых он может оказаться, не могут оставить равнодушными взрослых. И это неравнодушие может носит самый разнообразный характер: выслушать, утешить, подбодрить, дать какой-то совет. В большинстве случаев это помогает.

Но «большая таблетка» в виде «взрослого» необходима будет всякий раз, когда он сталкивается с проблемной ситуацией. А проблемных ситуаций в жизни много, и взрослый не всегда может оказаться рядом. Поэтому эффективная помощь взрослого должна заключаться, прежде всего, в том, чтобы обеспечить подростка инструментарием по решению проблемной ситуации. Одним из таких инструментариев может стать алгоритм решения проблемной ситуации.

Алгоритм по принятию решения в проблемной ситуации состоит из пяти шагов:

  1. ориентация в проблеме,
  2. определение и формулирование проблемы,
  3. генерирование альтернатив,
  4. оценка альтернатив,
  5. принятие оптимального решения.

Рассмотрим каждый из данных шагов более подробно.

Первый шаг — ориентация в проблеме. В беседе с подростком важно напомнить: проблемы есть у всех. Если у тебя есть проблема — ты нормальный человек! Многие люди имеют сходные проблемы, ты не одинок. Не избегай столкновения с проблемами, пытайся их решать — это в твоих силах! Прежде чем начинать действовать остановитесь и подумайте: первая идея не всегда самая лучшая. Прислушивайся к своим чувствам, они первые дадут сигнал о том, что что-то идет не так. Чем раньше ты обнаружишь проблему, тем быстрее сможет ее решить. Осознание проблемы – это половина ее решения.

Переходим ко второму шагу — определение и формулирование проблемы. Для того чтобы лучше понять суть проблемы, опиши ее следующим характеристикам: кто, что, почему, где и как. Остановись, подумай и опиши проблему и свои цели. Ясно конкретно опиши все доступные факты. Исследуй факторы и обстоятельства, создающие проблемную ситуацию (препятствия и конфликты). Для прояснения путаных областей проблемы можно использовать вопросы. Например: «Какие ресурсы есть для достижения…?», «Какие попытки делались?», «Какие препятствия возникали?», «Делает ли кто-то какие-то оценки? А ты?», «Что беспокоит в этой ситуации?», «Какие помехи существуют?», «Какие ошибки могли или могут быть допущены?» и т. д.

Третий шаг — генерирование альтернатив. Не критикуя и не оценивая, выдвигай как можно больше вариантов решения проблемы — они должны быть конкретными и логичными! Пробуй комбинировать и улучшать идеи.

Четвертый шаг — оценка альтернатив. Необходимо оценить возможные варианты решений.

Критерии оценки:

  • а) какова вероятность того, что этот вариант поможет добиться цели?
  • б) какова вероятность, что я смогу воспользоваться этим решением наилучшим образом?
  • Кроме того, необходимо оценить последствия: как это решение повлияет на меня сейчас? В будущем?

Пятый шаг — принятие оптимального решения. Если имеются расхождения между целью и последствием, сделай попытку определить, в чем источник трудностей: в процессе решения проблемы или в претворении решений в жизнь. В первом случае можно еще раз пройти весь алгоритм решения, во втором следует подумать, как улучшить способ реализации решения.

И в завершении, необходимо напомнить вновь: наличие проблем свидетельствует, что ты человек, а умение их решать — что ты счастливый человек.

Кризис может стать шансом!

Педагог-психолог МКОУ СОШ №17
Мирошниченко Е.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *