Педагогический Форум – 2013

В феврале в образовательных учреждениях Рефтинского состоялся традиционный педагогический форум на тему: «Воспитание в современной образовательной системе: организация и управление»

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации" гласит:   «Воспитание -  это деятельность, направленная  на  развитие   личности, создание условий для  самоопределения  и  социализации  обучающегося на основе социокультурных,  духовно-нравственных  ценностей  и    принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.

А. С. Макаренко писал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитания»

О структуре, задачах воспитательной работы в образовательном учреждении рассказала заместитель директора Петрова М.В.

«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо жить самому?» Л.Толстой. Это основная мысль выступления Старцевой Т.Ю.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Поэтому нельзя забывать о самом важном для человека – его здоровье.

Педагог – психолог Мирошниченко Е.В. представила модель формирования свойств психологического здоровья учащихся.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Школьный  музей занимает традиционно важное место в системе воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Музей - это не просто экспозиции или выставки, а многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников и встреч. Музей и его экспонаты активно используются на уроках, во внеурочной деятельности. Музей – это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Руководитель музея – Тайшина Е.Н.

Патриотическое воспитание школьников - приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Халявина Е.Б. представила проект “Семья и семейные ценности”. Цель проекта: воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Разживина Е.И. определяет цель своей деятельности: познакомить  ученика с миром прекрасного, научить  различать добро и зло, будить  его эмоции, душу, помогать  ему стать творцом  посредством удивительного и  божественного дара – СЛОВА. Она считает, что значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.

Маткина М.А. считает, что математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.

Колокутская А.А. рассказала об организации игровой деятельности на уроках математики. Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь учащихся в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Новые времена ставят новые вопросы. В  обществе складываются относительно устойчивые ценностные ориентации, которые приобретают характер общественных норм. Подготовка школьников к вхождению в реальную жизнь, к решению жизненных проблем, управление процессом социализации -  задачи, которые стоят перед школой.

Социализация - это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Физическая культура  является прекрасной школой воспитания активности, проявляющейся в непосредственной форме или в виде интересов, общения.

«Игра - средство социализации личности ребенка на уроках физкультуры» – считает Кузьминых С.Ф.

Воспитание в образовательном учреждении должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание   должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности: урочную  и внеурочную

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» Толстой Л. Н.

На уроке литературного чтения Дерюгина М.А. воспитывает трудолюбие и уважение к чужому труду.

А Щукина Л.М. на уроке русского языка - познавательный интерес к происхождению своего имени и фамилии.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; развитие навыков организации  сотрудничества с педагогом, сверстниками – задачи урока математики . Учитель: Гончарова Т.П.

На уроке русского языка в 4 классе Трегуб Л.В. работает над  воспитанием чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.

Федеральный государственный образовательный стандарт  предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Мы широко используем организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, внеклассные мероприятия, но и позволяют формировать  компетенции учащихся.

Энгель Г.В., Аксёнова Е.Н. провели игру PR-агентство, в процессе которой ставили следующие задачи: выработка собственного мнения, отношения и взглядов на различные вещи;  воспитание и развитие системного мышления, включающее целостное понимание не только общества, но и себя, своего места в этом обществе, мире;  развитие навыков  эффективной совместной деятельности, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений, сотрудничества, развитие коммуникабельности.

Якуц Л.А. использует в своей деятельности различные викторины, конкурсы, игры. Одна из них –  командная игра «Что? Где? Когда?»

Гражданско - патриотическое воспитание детей и подростков осуществляется посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование «Зарница», подготовленную Зыкиной Л.А. 

Игра «Мы журналисты» (педагог дополнительного образования Жиркова В.С.) создаёт оптимальные условия для успешной социализации детей.

«Игра – путешествие в страну «Вежливости» (Баруткина Н.В., Широносова Н.А.) способствует накоплению опыта в приобретении культурного поведения в различных жизненных ситуациях; развивает умение вежливо общаться с окружающими людьми; воспитывает критическое отношение к плохому поведению людей.

Новосёлова С.В. представила занятие внеурочной деятельности  по теме «Подарок ветерану», задачи которого:  воспитание патриотизма, любви к Родине, своим родным и близким, воспитание культуры поведения. Нельзя забывать, что «час работы научит большему, чем день объяснений» Руссо Ж.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Один из способов развития мотивации, который использует Корепанова И.Ю. -      форма деятельности - спектакль.

Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен  знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Классный час «Доброта в нас и вокруг нас», проведённый Сморчковой Н.П.,  воспитывает у учащихся одно из главных нравственных качеств..

Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции «Счастье русской Земли» (Замалтдинова Н.В.) воспитывает уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев.

При организации мероприятия в рамах педагогического Форума мы определяли цель: повышение  мастерства педагогов  при подготовке и проведении уроков, классных часов, занятий внеурочной деятельности, при подготовке сообщений – обобщений своего опыта. Мы увидели, что педагоги не раз обращались к материалам ФГОС, образовательной программе НОО, материалам педагогического совета «Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения», проведённого в январе месяце.

Как в любой деятельности встретились и трудности. По объективным причинам не выполнен первоначальный план мероприятия. Организационные ошибки или волнение  помешали педагогу достигнуть цели занятия. Неожиданными для нас были возникшие проблемы с отдельными классами и учениками. Но для их решения  мы и нужны в школе. Воспитание – непрерывный процесс.

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека».  Белинский В. Г.

«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику»   Эмерсон У.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *