Тайм-менеджмент для дошкольников и младших школьников (часть 1)

Тайм-менеджмент для дошкольников и младших школьников. Часть 1Организовывать своё время — для взрослых привычное занятие, хотя и не все справляются эффективно. Для деток же эта «наука» — совсем не из лёгких.

Впервые это можно заметить в дошкольном возрасте, когда начинается посещение детского сада, и в начальной школе, на первых порах организации учебного процесса. Но мы в силах им помочь и подготовить успешных, организованных будущих взрослых.

Усвоение временных понятий

Обучению ориентации во времени необходимо уже уделять внимание в дошкольном возрасте. Именно это станет залогом развития в личности таких качеств, как собранность, точность, целенаправленность, организованность. А они помогут ребёнку добиваться большего в обучении и обычной жизни.

Среди задач формирования временных навыков у детей специалистами выделяются умения определять и измерять время, воспринимать длительность временных отрезков, а также изменять темп собственной деятельности в зависимости от имеющегося времени. Кроме того, ребёнок должен научиться верно обозначать время в речи. Ощущение времени поможет ему планировать, регулировать свои действия на основе временных отрезков.

Сначала детки «учатся времени» через ощущение, потом через восприятие, далее через представление. Т. Рихтерман утверждает, что к двум годам дети понимают, что некоторые события быстро происходят, а другие они ожидают. Потом, кроме настоящего времени, малыш уже начинает выделять прошлое и будущее. Далее освоение времени требует взрослого вмешательства.

В связи со спецификой мышления, очень сложно познакомить ребёнка маленького возраста с тем, что нельзя представить перед ним визуально. Время не материально, но оно «движется» необратимо. Данная ситуация ставит перед детьми вопрос, насколько оно вообще существует. Поэтому важно конкретизировать для малыша временные единицы и их отношение в повторяющейся деятельности, жизненных событиях. Это должно происходить на основе личного опыта ребёнка, в разнообразных видах деятельности, при демонстрации часовых приборов.

На первых этапах, не соотнося ощущение времени с реальным временным течением, дети накапливают знания о понятиях «сначала», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра», информацию о сезонах года. Чаще это происходит через опыт своего проживания, поддерживаемый развитием речи и мышления. Для более активного восприятия времени, которое лишь попутно событиям, необходимо на нём акцентировать внимание деток. Помните, что это восприятие происходит с огромным трудом и крайне неустойчиво.

Части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь» для детей могут быть различимы больше по содержанию деятельности в эти периоды. Чёткий распорядок дня помогает ребёнку в формировании этих реальных знаний. К примеру, подготовительный режим дня за 1-1,5 месяца до начала посещения садика, а после и уже само посещение даст возможность более предметно знакомить малыша со временем.

Полезно для ребёнка проговаривание плана действия на день с акцентом на части суток. Эффективно показывать малышу эмоциональные, яркие картинки с разной деятельностью деток, взрослых, мульт-персонажей и с обозначением суточного отрезка. Понимание следует контролировать с помощью вопросов ребёнку о времени суток и соответствующей ему деятельности. Чем чаще вы будете повторять в речи временные отрезки, поясняя их, тем более прочную основу создадите для знаний ребёнка. Деткам постарше время суток можно связать с явлениями природы («солнышко встаёт» и т.п.). В этом освоении подкрепляют также эмоции от тематических стихов, рассказов.

По утрам можно проговаривать с детьми и дни недели, спрашивая названия дня сегодняшнего, предыдущего и следующего. Дни недели можно обозначать и как пять рабочих дней, и два выходных (объяснение через деятельность). Возможно, стоит пояснить причину их названия, например, «понедельник» — первый, а «вторник» — второй, «среда» — средний день и т.д.

Существуют и такие временные понятия, как «быстро» и «медленно». Их хорошо осваивают дети в соревнованиях, конкурсах. Важно восприятие ребёнком и понятий «до», «после», «сначала», «потом». Можно составлять с ним рассказы с использованием этих слов, а далее уже следить за его самостоятельной расстановкой понятий. Более совершенно их освоить ребёнок сможет в младшем школьном возрасте.

Месяцы и их последовательность хорошо помогает запоминать старая добрая сказка «Двенадцать месяцев» С. Маршака. После освоения понятий «неделя», «месяц», «год», нужно научить понимать их соотношение. Времена года красочно описываются в стихах, загадках для деток. Можно подобрать наиболее интересные, разобрать их с ребёнком. Считается, что усвоение времён года лучше проходит в парах: лето-зима, весна-осень. Важно показать их целостность в году, их равность, используя, к примеру, круг с расчерченными секторами соответствующих временам года цветов. Необходимым средством обучения в осознании времен года и их соотношения с природными явлениями будут правильные вопросы, стимулирующие интерес ребёнка. К примеру, «что с листьями деревьев происходит осенью?», «что меняется в жизни птичек осенью?». Считается, что к концу дошкольного возраста ребёнок должен знать о зависимости от времён года основных изменений в неживой природе, в жизни животных.

Установление знаний о днях недели, месяцах позволит ознакомить ребёнка с календарём. Будет важен его вид, например, соответствующий временам года. Можно показать ребёнку и праздники в нём. Знание календаря к 6-7 годам будет хорошей помощью в приучении ребёнка к школьному распорядку.

ЧасыЗнакомство с единицами времени (минутами, часами, сутками…) должно происходить как познание системы, в которой мера одной единицы состоит из единиц предыдущей. Важно и осознание непрерывности времени. Обычно сначала показывают длительность 1-й, 3-х, 5-ти, 10-ти минут с помощью песочных часов, секундомера. Стоит дать почувствовать это время через деятельность, предлагая задания с назначением времени. Необходимо хвалить ребёнка, если он какое-то задание успевает сделать за минуту. Для того, чтобы показать, что время может иметь разную наполненность действиями в зависимости от его управления, можно предложить ребёнку собрать за минуту то количество игрушек, которое он успеет, а потом показать сколько сможете собрать вы. Конечно, важна разница в количестве игрушек за одно и то же время. Скорее всего, эти знания не будут применены сразу ребёнком, но всё равно отложатся.

Последовательное познание минут происходит в сравнении с объемом выполняемых действий за 1 минуту и за 3 и т.д. С 5 минут можно использовать какие-то наглядные часы, показывая этот интервал по черточкам. Кстати, в продаже встречаются специальные детские часы с обозначением только минут. 10 минут, как правило, осваивается по заданиям, акцентируя внимание на прохождение черточек часов за это время, за их двойное расстояние по 5 минут.

Часы можно учить по макетам. Попросите ребёнка одну стрелку (большую) поставить на 12, а маленькую перемещать, вспоминая о действиях, которые он привык выполнять в это время. Передвижение большой стрелки по 5 минут покажет составление часа из минут. Можно считать эти передвижения по 3 интервала – это будут четверти часа. Далее также поясняют 30 минут как половину часа – полчаса. Важно часто связывать деятельность ребёнка с часами. Это поможет ему чувствовать время, чтобы им управлять.

Тайм-менеджмент для дошкольников и младших школьников. Часть 2

Исследования показывают, что большинство детей 6 или 7 лет ещё не до конца осваивают временные понятия: дни недели (их последовательность), соотношение месяцев с временами года, с большинством праздничных дат и др. Но направленное, организованное обучение может улучшить эти показатели. Как уже отмечалось, большое значение будет иметь освоенный ребёнком режим дня в детсаду, а после и представление о школьном режиме на подготовительных курсах. Стимулирование, интересный, системный подход сыграют ведущую роль в освоении сложных временных понятий, в обучении «пользования временем».

Источник http://uspevai-s-detmi.livejournal.com/32083.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *