У младших школьников продолжается формирование временных понятий. К 7-8 годам складывается некоторое внутреннее представление о текущем времени. Но ребёнок пока не идеально, не равномерно ориентируется во времени, путается в нём.
Перед поступлением в школу детям могут задать вопросы на знание времен года и их последовательностей (например, по картинкам), частей суток (по обычным для детей действиям или по природным явлениям), дней недели и их последовательностей. Важно и знание соотношений временных отрезков, которое поможет ребёнку осознавать происходящие события, устанавливать между ними причинно-следственную связь.
В школе появится больше «раздражителей», основанных на временных промежутках. Это заставит ребёнка быстрее осознать и почувствовать время. Но и со стороны родителей также важна помощь в освоении малышом основ управления временем, тайм-менеджмента.
В помощь управлению временем, организации планирования родители часто покупают ребёнку настенное расписание уроков. Точно так же следует разработать расписание и внешкольных дел, возможно, с обозначением дней рождений. Оно непременно должно висеть в его комнате на видном месте. Следует приучить ребёнка каждое утро просматривать план и в течение дня планировать дела на будущее. Это позволит подготовиться ребёнку заранее к каким-то посещениям, серьёзным делам. Подготовка будет касаться не только материальной стороны, но и возможности настроиться эмоционально на будущие события.
Специалистами также предлагается использование специального календаря на неделю, в котором кроме дней недели (по горизонтали), отображены 24 часа (по вертикали, но начиная не с 0.00, а с 7.00 утра – для большего удобства). В конце, вверху по вертикали – «итого за день» (часов), а внизу подсчитывается «итого за неделю». Ребёнок отмечает цветом (закрашивая квадратики) в течение дня примерное время, потраченное попусту. Например, когда он заигрался больше выделенного на это время, или смотрел дольше телевизор. А в конце дня это время подсчитывается. Итоги подводятся и в конце недели, по результатам которых можно обратить внимание ребёнка, на что он тратит время впустую. Специалисты говорят об эффективности такого способа уже после 2-3 недель использования. Конечно, при условии работы с ребёнком над итогами. Именно на 2-й или 3-й неделе дети уже пытаются работать над своим временем. Такая работа с календарём рекомендуется для младших школьников к концу начальной школы. Календарь тоже должен быть расположен на видном месте для ребёнка, чтобы он не забывал отмечать.
Встречаются ещё метод использования «хронометража», с записью в течение 1-2 дней всех дел по времени и с последующим анализом. Но слишком часто этот приём проводить не рекомендуется.
План на день – очень важный элемент, которому родителям стоит научить ребёнка. Дети не умеют изначально планировать, а «подгоняют», придумывают деятельность под освободившееся время. Часто более склонны к планированию дети, посещающие кружки, секции. Но это умение важно для всех. Поэтому в план включаем любую деятельность, например, и помощь в домашних делах. Обязательно в плане указывается время деятельности. Следует научить особо выделять наиболее важные дела. Напротив каждой деятельности должна ставиться отметка о выполнении. План тоже должен подвергаться совместному анализу и коррекционным решениям. Планирование позволит не только быть ребёнку более организованным, ответственным, но и выполнять даже самые нелюбимые дела.
Управление временем имеет решающее значение при подготовке домашнего задания ребёнком. Следует научить малыша сложные задания сначала разбивать на более мелкие пункты, планировать последовательность выполнения заданий по разным предметам. Стоит показать ребёнку ранжирование заданий по сложности, по требуемому вниманию. Нужно объяснить малышу, что лучше сделать эффективно и быстро, чем нехотя «мучиться» до вечера, тратя время, которое он мог бы использовать по-другому. Некоторые советуют для планирования времени на домашнее задание обратить внимание на принадлежность ребёнка к «совам» или «жаворонкам». На этой основе можно подсказать ребёнку, когда его работа будет наиболее эффективной.
Предлагается разработать с ребёнком и общую небольшую памятку с пунктами, которые напомнят подумать о планировании на следующий день своих школьных, внеклассных мероприятий, отдыха, помощи родителям, об анализе выполнения плана (поставить отметки о выполнении, проанализировать).
Во время отдыха также можно приучать ребёнка к осознанию течения времени. Среди интересных родительских изобретений есть «билеты» на просмотр телевизора или игру на компьютере. В качестве поощрения родители в течения дня выдают детям «билеты»-карточки с указанием количества «заслуженных» минут на данные развлечения. Например, на 10, 20, 30 минут. Их использование можно разрешить либо в определенные часы, либо предоставить ребёнку свободу выбора. Конечно, важно соблюдение регламента билета по длительности. При этом дети могут накапливать их для полноценного просмотра фильма или более длительной игры. Это даёт возможность ребёнку гордиться своей «властью» над распоряжением временем. Использованные билеты ребёнок может складывать в яркую коробочку, из которой родители будут доставать их для следующего использования.
В обучении управлению временем можно применять и работу с текстом или устным рассказом, сказкой. Родители могут составить рассказ, в котором время в течение дня героем было потрачено зря. После представления материала ребёнку, нужно обсудить ошибки героя и предложить составить малышу более правильный план этого дня. Такие же рассказы может потом ребёнок составить самостоятельно: сначала с неэффективным использованием времени, а потом с изменениями, исправлением героем своего дня. Эти рассказы ребёнок может составлять в течение недели, а на выходных презентовать всей семье. Не стоит забывать и об инсценизации таких рассказов, помогая ребёнку, привлекая его друзей, братьев, сестёр, использование игрушек. Следует обязательно обсуждать с ребёнком все эти представленные рассказы, сказки, сценки, подводя его к верным выводам, к пользе их для его реальной жизни.
Родители могут придумать различные свои способы обучения времени. Например, М. Кадокура изобрела специальную систему-прибор On-Task On-Time for Kids. Это подставка, оснащенная диском, с временным разграничением, со стикерами-заданиями и другими элементами. Теперь многие другие родители пользуются этим изобретением.
Эффективное управление временем позволит ребёнку чувствовать себя более уверенно в настоящем и будущем. Управление временем выгодно для физического, эмоционального, психического комфорта ребёнка.
Среди книг данной тематики можно использовать:
1. Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»
2. Е.И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. “Психология” (Гл. X. Мышление, Раздел: Формирование понятий)
3. Играйка-11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Пособие, 2010
4. Г. Рогинская «Книжка-часы: Минутка», 2007
5. «Куда бегут стрелки. Мои первые часы», 2008
6. Е. Карганова «Твои первые часы. Который час?»
7. Время: Книжка с наклейками, 2007 и др.
Источниками знаний по формированию управления временем у детей могут быть статьи на эту тему в ежемесячном научно-методическом журнале «Дошкольное воспитание». К примеру, можно прочесть об этом в его изданных ранее статьях:
1. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени. – Дошкольное воспитание, 2009, №1.
2. Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста. – Дошкольное воспитание, 2002. №2.
3. Кононенко И. Знакомство детей со временем. – Дошкольное воспитание, 2001, №7 и др.
Можно поискать специально разработанные для знакомства со временем рабочие тетради, например:
1. Солнечные ступеньки. Знакомство со временем. Для детей 3-5 лет. – Кировоградская областная типография, 2008.
2. Готовимся к школе: Учимся определять время, 2006 и др.
Добавить комментарий