10 октября в школе проводится акция «ДЕНЬ ЕДИНОГО ТЕКСТА»

10 октября в школе проводится акция

«ДЕНЬ ЕДИНОГО ТЕКСТА»

под девизом:

«Вместе в большое чтение!»

В течение дня по расписанию со 2-11 класс будут проходит уроки с использованием единого текста

«Вечная профессия»

С текстом можно ознакомиться заранее на сайте школы   или в своем классе.

 

Вечная профессия,

или, как менялась роль учителя от древности до наших дней

5 октября свыше 100 государств отмечают Всемирный день учителя. С 1994 года на этот день приходится и профессиональный праздник российских учителей.

В нашей стране День учителя начали праздновать 58 лет назад – в 1965 году. Отмечался праздник в первое воскресенье октября.

Профессию учителя иногда называют вечной. В этом есть доля истины – ещё в первобытную эпоху старшие делились с младшими накопленным опытом. С возникновением первых государств в Египте и Междуречье появились первые школы, возникло учительство как профессия. Обучение, как правило, было платным, специального педагогического образования от будущего учителя не требовалось.

В античном мире – Древней Греции и Древнем Риме – сложилась трёхступенчатая система образования – от начального, включавшего в себя обучение письму, чтению, счёту, до высшего, направленного на подготовку к политической карьере. Именно из Древней Греции пришли к нам слова «школа» и «педагог». Правда, значение их было несколько иным. Слово «школа» обозначало «досуг», так как обладать свободным временем и посвящать его наукам или физическим упражнениям мог только свободный человек, а педагогом называли раба, который присматривал за ребёнком и водил его в школу. В Римской империи учителя стали государственными служащими – им выплачивался ежегодный гонорар, полагался ряд льгот и привилегий.

В Средние века школьного наставника воспринимали не только как транслятора знаний, но и как человека, способного направить ученика на путь добродетели. К личности учителя предъявлялись высокие требования. Например, живший в XIII в. учёный-монах Винсент из Бове писал, что хороший учитель должен иметь «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания».

Средневековье – время возникновения первых школ на Руси. После принятия христианства в качестве государственной религии князь Владимир повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Со временем образование всё шире распространялось среди русских людей. В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», — гласит русская пословица.

В истории российского образования поворотным стал XVIII в. Важным событием этого времени стало открытие Московского университета в 1755 году. Инициатором его создания был Михаил Васильевич Ломоносов. М.В. Ломоносов был одновременно физиком, химиком, астрономом, географом, метеорологом, минералогом, металлургом, филологом, историком, философом, педагогом, поэтом, художником, экспериментатором и изобретателем. Во всех областях науки он оставил богатое наследство.

В результате ряда государственных реформ к середине XIX в. сложилась система светской школы, включавшая все три ступени – начальную, среднюю, высшую.

В 1864 году в России появились народные училища, где бесплатно обучались мальчики и девочки из низших сословий. Именно там многие из них встречали настоящих учителей-подвижников, а полученное образование служило не просто «социальным лифтом», а ступенькой к вершинам духа. Правда, не стоит забывать, что профессия учителя отнюдь не являлась высокооплачиваемой. Для того чтобы содержать семью, даже московский гимназический учитель должен был преподавать в нескольких местах, а материальное положение многих сельских учителей оставляло желать лучшего.

В СССР была создана система обучения, которая охватывала все слои общества и обеспечивала практически стопроцентный уровень грамотности населения. Не жалея времени и сил, учителя передавали новым поколениям советских граждан не только необходимые знания, но и нравственные ценности — трудолюбие, взаимовыручку, умение сопереживать, ценить прекрасное. Что заставляло молодую учительницу математики – бабушку автора этих строк – «заниматься со своими учениками хоровым пением, а потом ходить с концертами по окрестным сёлам – пешком, в холод и слякоть»? А ведь таких учителей было множество. Наверное, каждый житель огромной страны, раскинувшейся от Калининграда до Владивостока, с благодарностью вспомнит того Учителя, который сумел коснуться его души, пробудить скрытые порой от самого себя таланты.

Роль учителя в современном мире является предметом дискуссий. Несомненно, темп изменений в школьной жизни продолжает ускоряться.

 Однако практика показывает, что педагога нельзя заменить никакими новейшими техническими средствами обучения, ибо никому пока не под силу искусственно воспроизвести творческое общение между учителем и учеником. Поэтому профессия учителя останется востребованной и в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *