«Первоклассник – новый этап в жизни вашего ребенка и вашей семьи» – эта тема встречи-консультации для родителей первоклассников СОШ№17 п. Рефтинский, которая состоялась в один из сентябрьских дней 2012 года.
У вас Событие – ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками?
Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок.
Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но своеобразным испытательным сроком для родителей. Именно этот период требует максимального участия в жизни ребенка.
«Готов ли ваш ребенок к школе?»
Можно ли быть уверенным, что если ваш ребенок
- Читающий
- Знающий названия всех континентов
- Знающий марки всех машин и т.д., то он успешный.
Успехи в учебе зависят от многих еще и других факторов
- От желания и умения учиться
- Умения видеть связь явлений, закономерности
- Делать все время не то что хочется, а то, что не хочется
- Ребенок должен уметь сосредотачиваться на достаточно продолжительное время
- Удерживать внимание, не отвлекаться
- Слушать учителя, уметь высидеть целый урок
- Находить общий язык с одноклассниками
- Ребенок должен понимать роль ученика
- Сдерживать и не выражать свои мысли вслух
- Подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя
Только в этом случае можно говорить о готовности ребенка к школе.
Необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, к новым условиям и соответствовать новым требованиям. «Адаптация» – «adaрtatio» – прилаживание, приспособление.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит несколько этапов:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм отвечает значительным напряжением всех систем организма, тратят значительную часть ресурсов своего организма. Этим можно объяснить тот факт, что многие дети в сентябре болеют.
2) Октябрь-ноябрь – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) Декабрь-январь – относительно устойчивое приспособление. Организм реагирует с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2-6 месяцев в зависимости от индивидуальных условий.
Многие взрослые склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1 четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, боли в области живота, усталость. Проявления трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризность детей дома, снижение способности к регуляции поведения.
Будет нелишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей.
Дети со сложностями в здоровье нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно снизить психологическую нагрузку. Вторую половину дня лучше провести дома. Обеспечить дневной 2-х часовой сон. Во-вторых, ежедневные прогулки на свежем воздухе, продолжительность сна 11 часов. Ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все трудности в школе.
Как оказать помощь в адаптации к школе?
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка.
Как это можно сделать?
- Интересуйтесь школьными делами и заботами, серьезно относитесь к первым достижениям и возможным трудностям
- Обсудите с ребенком те нормы и правила, с которыми он встретился в школе. Их целесообразность
- Объясните, когда человек учиться, у него не все сразу получается. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте распорядок дня вместе с ребенком, следите за соблюдением.
- Если у ребенка логопедические проблемы, старайтесь справиться на первом году обучения.
- Сохраняйте теплые семейные отношения, при ребенке не конфликтуйте
- поддерживайте в стремлении достичь успеха. В каждой работе найдите, за что его можно похвалить. Похвала повышает интеллектуальные достижения
- Хвалите не самого ребенка, а его деятельность. «Мне приятно видеть твой рисунок», «Мне приятно, что ты занимаешься».
Кроме того, по возможности сохраняйте, простые правила здоровья:
- Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.
- Правило 2. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
- Правило 3. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш ребенок нуждается в поддержке. Если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
А самое главное, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Психолог СОШ№17 Мирошниченко Е.В.
Добавить комментарий