Детские страхи

Ваш ребенок боится темноты, боится оставаться один. Где грань между нормой и патологией? Что стало причиной страха? Как понять, что именно пугает малыша? Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель.

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью.

Детские страхи могут получить отго­лоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспи­тателя, психолога вовремя помочь ребенку. Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д. Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх – это са­мая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.

Что такое страх? Страх является наиболее опасной из всех эмо­ций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго.

На биологическом уровне страх – это выделение в кровь большого количества адренали­на, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На пси­хологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, собы­тий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страх – это при­вычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав Страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляется с опы­том. Нас ругает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально нико­гда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает дознавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, на­сколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье Малыша.

Откуда берутся страхи.

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). ‘Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружаю­щим страх вo многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зави­симость от  других людей и т.д.) А эти черты характера могут возник­нуть, если, родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших детей бо­яться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в па­мяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет боятся уже на бессознательном уровне.

Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка.

Так самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреж­дают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате  ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует трево­гу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырас­тет, страх  притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия, одна из наи­более частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Не­редко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реаги­рует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.

Часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстни­ками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, в школу, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать ма­лыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серь­езного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, кото­рые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы (см. табл.). Детский невроз страха может быть наследственным заболева­нием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае име­ется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критиче­ской ситуации выбивает их из колеи еще больше. Например, люди с имуннодифицитом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавок еще и страхи.

Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период.

  • У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением.
  • В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (на­пример, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типич­ны и нормальны для ребенка этого возраста.
  • Позднее в 3-4 года, появ­ляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш мо­жет сам придумать какое-то чудовище и потом долго его бояться, ду­мая, что оно живет под шкафом.
  • У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные си­туации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

Существует 3 вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

  1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за со­бой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
  2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. На­пример, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боит­ся одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка та­кой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажет­ся вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.
  3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» и вызваны собст­венной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «за­цикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темно­ты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборот­ней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоретически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды – это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный. Существует основные виды страхов, проявление которых в опреде­ленном возрасте считается нормой.

Существует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой.

Название страха

Мальчики

Девочки

3 4 5 6 7 (дошк) 3 4 5 6 7 (дошк)
1. Остаться дома в одиночестве * * * *
2. Нападения * * * *
3. Заболеть, заразиться * *
4. Умереть * * * *
5. Смерть родителей
6. Чужих людей * * * * *
7. Потеряться * * * *
8.Мамы и папы * * *
9. Наказания *
10. Баба-яги, Кощея бессмертного, Бармалея и т.д. * * * * *
11. Страшных снов * * * * *
12. Темноты * * * * * *
13. Животных * * *
14. Транспорта * *
15. Стихийных бедствий * * * *
16. Высоты * * * *
17.Глубины * * *
18. Маленьких тесных помещений * * *
19. Воды * * *
20. Огня * * * *
21. Пожара * * *
22. Войны * *
23.Больших помещений, улиц *
24. Врачей * * * *
25. Уколов * * * * *
26. Боли * * *
27. Резких громких звуков

Звездочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.

Как победить страх?

Последствия детских страхов могут быть са­мыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в об­щении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серь­езные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи.

Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

Существует много методов для выявления страхов.

Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом. Беседа важное условие для избавления от страхов.

Беседу следует вести нето­ропливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым мож­но избежать непроизвольного внушения страхов.

Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а так же не стоит зачитывать список с листочка.

Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и силь­ное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.

Можно попробовать переубедить ребенка, но не сто­ит уменьшать страх, не придавать ему значения, или наоборот гово­рить малышу о том, что все это глупости, что ранит кроху еще больше. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боя­лись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали боять­ся.

Очень хороший метод – это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх – это самый рас­пространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяс­нить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять, или выкинуть, делать все это вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

Для борьбы со страхами можно также использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Поэтому родители самостоятельно не могут воспользо­ваться этим методом и должны действовать совместно со специалистом-психологом, проводящим групповую терапию. Обычно каждому ребенку предлагается придумать рассказ на тему его страха. У детей с неврозом страха, как правило, бывает в таких историях негативное окончание. Задача психолога проиграть сюжеты рассказов в группе. А родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.

Общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи, само по себе является отличным методом коррекции невроза страха. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства по­могут ему отвлечься от своих мыслей.

Все виды коррекции стоит при­менять в комплексе и подходят они для любых видов страха. В серьез­ных случаях, когда вы чувствуете, что страх сильно беспокоит вашего ребенка, лучше не заниматься «самолечением», а обратиться к психо­логу. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, а нужно отно­ситься к ним с пониманием, каким бы беспочвенным вам не казался его страх.

Правильное поведение:

Не стоит заниматься «закаливани­ем», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закалива­ний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малы­ша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К со­жалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка.

Никогда не кричите на ребенка. Все что угодно, можно объяснить спо­койно! Не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нель­зя ругать и наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже гово­рилось, опасная эмоция человека, важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете, выше уже отмечалось, что объяснить ребенку, что «монстров не существует!», обычно невозможно.

Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. По­стоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родите­лей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи. Постарай­тесь отвлекать ребенка. Например, когда у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!

Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Педагог-психолог  Мирошниченко Е.В.

Один комментарий

  1. Очень хорошая статья!!! Спасибо!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *