Готовим детей к школе. Что это значит?

Поступление в школу — это очень важное событие в жизни ребен­ка и его родителей.

От того, как ребенок подго­товлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом разви­тия, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочув­ствие.

Как подготовить дошколенка к новому этапу его жизни? Какими знаниями и умениями должен обладать завтрашний школьник?

Уровень развития ребенка, его воспитанность во многом зависит от семьи . Но здесь главное — не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обу­чение дошкольника, что он должен знать и уметь.

Но нередко родите­ли просто напичкивают малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится пере­учивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку.

Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались — ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему бу­дет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.

Итак, как готовить ребенка к школе?

К поступлению в шко­лу ребенок должен иметь навыки самообслуживания — причесаться, самостоятельно одеться-раздеться, оправиться, подготовиться к уроку, уметь попросить помощи взрослого в случае необходимости. Кроме того, обязательными являются знания личного характера — имя, фами­лия, возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы. Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных. Кроме всего прочего ребенок должен понимать, зачем нужно ходить в школу, зачем нужно учиться.

Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных 10 слов, он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до 10), можно в другой последовательности или суметь повторить по кле­точкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.

Сегодня существует огромный ассортимент литературы для ро­дителей дошкольников — прописи, тетради, учебники. Однако, не сто­ит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не учите ребенка читать и писать самостоятельно. Конечно, такие умения приветствуются школьными преподавателями, однако, научив ребенка читать или писать неправильно, вам и его будущим преподавателям будет очень трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет сто­ять на месте в своем развитии. Достаточно будет выучить с ребенком буквы, научить его складывать слоги, остальное доверьте профессио­налам. Советуем родителям больше уделять внимание развитию памя­ти, моторики, внимания.

Вот несколько примеров для занятий с ребенком-дошкольни­ком:

  • Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).
  • Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите, сколько их было. Это позволяет развивать память и внима­ние.
  • Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попро­сите их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их количество.
  • Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замени­те. Ребенок должен назвать недостающий предмет.
  • Разложите на столе несколько одинаковых по значению пред­метов или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.
  • Займите ребенка творчеством — вырезать из бумаги и картона, лепить из пластилина, собирать пазлы, бусы из бисера или крупных бусин — это хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Надо помнить, что готовность к школе — это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать готов­ность нельзя, как нельзя форсировать рост зубов. Однако, как сущест­вуют специальные витамины, способствующие росту зубов, их укреп­лению, так же можно помогать ребенку «дозреть» до школьной жизни.

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед — это занятия, способствующие будущему успеш­ному вступлению в школьную жизнь. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Самый важный способ развития (отно­сящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к вооб­ражению, и еще ко многому другому) — читать ребенку книги.

Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телеви­зором. (Телевизора вообще лучше поменьше, особенно «взрослого».) «Книжных» родителей нужно предупредить, чтобы они не торопились читать детям пяти-шести лет все, что сами любили в детстве. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Авторские сказки лучше приберечь на тот момент, когда ребенок нач­нет читать сам. Родители должны поощрять все занятия, которые за­ставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекал­ку: рисование, лепку, конструирование. Существует огромный пласт литературы в помощь родителям будущих первоклассников.

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?

В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих неслож­ных проб.

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоя­щего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клето­чек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть про­извольно придуман взрослым.

Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последова­тельность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребен­ку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребен­ка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в кото­рых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз догова­риваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается не­сколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

На современном этапе подготовки детей к школьному образова­нию можно и нужно использовать компьютерные игры.

Игры для до­школьников должны быть увлекательными, развивать внимание, бы­строту реакций, тренировать память. Выполнение всех игровых зада­ний должно обучить ребенка аналитически мыслить в нестандартных ситуациях, классифицировать и обобщать понятия; развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. Кроме того, игра должна быть осмысленной и простой одновременно, с низким уровнем агрессии.

Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе — раз­витие у малыша усидчивости и целеустремленности. Дети,  которые  обращаются «на ты» с компьютером, чувствуют себя более уверенны­ми в современной жизни,   легче  адаптируются  к  разным ситуациям.

Правила компьютерных игр

  • Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Например, для шестилетки — игра длится 9 минут.
  • Количество сессий за ПК — максимум 3 в день. Для шестилетки это полчаса в день.
  • После работы — обязательна гимнастика для глаз и подвижные игры
Советы родителям:
  • Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
  • Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
  • По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать
  • Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  • Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Чем  бы  вы не занимались с ребенком,  не забывайте, что он всего лишь ребенок, не стоит требовать от него высоких показателей, точно­го исполнения заданий. Любое знание и умение достигается постоян­ными занятиями и терпением. Не настаивайте на занятиях при плохом самочувствии ребенка, не заставляйте делать его что-то насильно. Главное правило, заинтересовать ребенка, не отпугивая  его от знаний и тогда обучение в школе принесет  пользу и  радость и ребенку и его родителям.

Педагог-психолог  Мирошниченко Елена Валерьевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *