Конечно же, все родители хотят, чтобы учение давалось ребенку легко. Не секрет, что одни дети схватывают все на лету, а другие усваивают материал медленнее. Подчас это происходит из-за невнимательности. Каждый человек за единицу времени воспринимает разное количество информации.
Развитие способностей внимания у детей – необходимая основа их хороших отметок в школе. Эти способности складываются из следующих составляющих:
- умения сосредоточенно (не отвлекаясь) работать над заданием – концентрация внимания;
- умения держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию – объем внимания;
- умения контролировать соблюдение всех условий выполнения какого-либо учебного задания – распределение внимания;
- умения выделять из отвлекающего окружения (фона) только ту информацию, которая необходима для работы или задана условиями задачи – распределение внимания.
Немаловажной является способность ребенка достаточно долго не уставать при длительном выполнении какого-либо задания – выносливость, устойчивость внимания.
Не отчаивайтесь, если ваш ребенок бывает рассеян. Внимание можно тренировать. В этом вам помогут веселые игры и задания, которые сделают занятия с ребенком не только полезными, но и увлекательными.
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и анализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом его успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «п» подчеркни. Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «р», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н». Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить.
Цифровая таблица.
Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли все эти цифры. Скажите ему: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25». Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания. Если же эти упражнения оказались трудными для сына или дочки, составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек.
Звездочки.
Для проверки внимания ребенка заготовьте два поля размером 8х8 см и 20 маленьких (размером примерно 2 см в диаметре) звездочек. Положите звездочки на клетки поля, покажите это ребенку в течение 1 секунды и попросите затем уже на своем поле расположить звездочки так же. Начиная с 2, увеличивайте количество звездочек до 10. Время предъявления остается тем же – 1 секунда. Не позволяйте малышу слишком долго вспоминать взаиморасположение звездочек – не более чем 20 секунд. Обратите внимание, с какого момента ребенку становится трудно выполнять задание. Оцените результаты. Если ребенок без ошибок воспроизводит 7-10 звездочек – отлично, 5-6 звездочек – неплохой результат, 4 и меньше – чтобы не оказаться «человеком рассеянным», нужно тренировать внимание каждый день!
Не забывайте похвалить ученика, поощрить его за старание.
Успехов вам и вашему школьнику!
Психолог Мирошниченко Елена Валерьевна
[…] Как можно тренировать внимание ребенка […]