Главная задача образования сегодняшнего дня, заложенная в идее ФГОС – воспитание успешных граждан России. Школе в этом вопросе отводится ключевая роль. Ведь школа – единственный социальный институт, через который проходят все. Наше общество через систему образования выдвигает и реализует всё новые требования к человеку, следовательно, и к качеству образования.
Реализации ФГОС в МБОУ «СОШ №17» осуществляется следующей нормативно-правовой базой:
- приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Основные направления деятельности, которые осуществляет школа по реализации ФГОС:
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС;
- Устав образовательного учреждения, его локальные акты приведены в соответствие с требованиями ФГОС;
- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС;
- обеспечено психолого-педагогическое сопровождение;
- определена оптимальная модель организации внеурочной деятельности учащихся;
- осуществляется поэтапное обеспечение необходимыми материально-техническими условиями реализации ФГОС;
- создана информационно-образовательная среда, обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам и контролируемый доступ к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет, используются сайт ОУ;
- осуществляется повышение квалификации педагогических работников учреждения по проблеме реализации нового образовательного стандарта (поэтапно).
Коллектив нашей школы работает над темой: «Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности педагогов как условие реализации ФГОС в организации образовательного процесса, способствующего социальной успешности обучающихся и выпускников». Поэтому большая роль в этом направлении отводится научной деятельности педагогов. Это участие в работе базовой площадки, разработка и апробация авторских и вариативных программ, изучение теоретического материала, участие в научно-практических конференциях, семинарах, написание тематического сборника, статьи. Проведены тематические педсоветы: «Преемственность как условие создания благоприятной среды для обучающихся», «Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения», «Формирование здорового образа жизни», «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса».
Педагоги нашей школы принимали участие в семинаре – совещании «Роль методических объединений в обеспечении качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» (ИРО г. Екатеринбург). Традиционными видами работы школьных методических объединений являются олимпиады, конкурсы, викторины, предметные недели, интеллектуальные игры, открытые уроки.
Одним из важных направлений ФГОС является программа «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Программа включает в себя работу с учащимися всех групп здоровья на уроках физкультуры, организацию динамических пауз, физкультминуток на уроках. Проводятся дни здоровья, рейды: «Чистый класс», «Внешний вид»; конкурсы: «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зимние забавы», походы, прогулки, экскурсии. Регулярно проводятся «Недели безопасности», осуществляется мониторинг уровня и состояния здоровья для выявления учащихся групп риска. Отрабатываются действия коллектива школы в чрезвычайных ситуациях. Культура в области ЗОЖ осваивается детьми в процессе совместной деятельности, в том числе и с родителями.
Новые стандарты большое значение уделяют развитию высоконравственного, ответственного гражданина России. Поэтому в школе действует программа «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся». Программа включает воспитательную, учебную, внеучебную деятельность детей, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов. Программа реализуется в постоянном взаимодействии с семьями учащихся, детской библиотекой, детской школой искусств, центром детского творчества, детской спортивной школой «Олимп».
В структуре ФГОС «внеурочная деятельность» играет значительную роль для достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных). Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решать целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; снизить учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Так, внеурочная деятельность первоклассников в нашей школе включает следующие направления:
- спортивно – оздоровительное: кружок «Поиграй со мной», секции «Мини – баскетбол», «Лёгкая атлетика», «Фитнес», «Футбол»;
- художественно – эстетическое: вокально – хоровая студия, кружки «Весёлые нотки», «Карандашик озорной», «Волшебная шкатулка», «Путешествие по сказкам»;
- научно – познавательное: кружки «Мир информатики», «Юные умники и умницы»;
- социальное направление: Кружки «Азбука дорожной безопасности», «Дорогой добра», «Экология для малышей».
- проектная деятельность: научный клуб «Юный исследователь».
- военно- патриотическое направление: кружок «Урал. Человек. Истоки».
Реализация ФГОС даёт большие возможности использовать все имеющиеся ресурсы школы для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявлять свои уникальные качества.
Соборенко Ольга Ивановна, учитель музыки, МБОУ «СОШ № 17»