В ноябре в нашей школе состоялся педагогический совет, посвященный очень важной проблеме – преемственности.
Преемственность в образовании – связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на всех ступенях образования.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Задача всего педагогического коллектива — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. На педсовете была возможность узнать точки зрения участников образовательного процесса и увидеть пятиклассников глазами учителей начальных классов, учителей-предметников, родителей, педагога – психолога, администрации.
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.
Подростковый возраст называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. С одной стороны, усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем.
Особенности подросткового возраста:
- Появление чувства взрослости.
- Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» . (образ себя)
- Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.
- Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
- Потребность в постоянной поддержке и принятии.
- Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Подросткам необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Новые условия обучения и воспитания:
- Разные кабинеты
- Новый классный руководитель и учителя–предметники
- Разные требования, стиль и методика обучения на уроках
- Большой поток информации
Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):
•Возрастает тревожность;
•Снижается работоспособность;
•Повышается робость или напротив «развязность»;
•Проявление неорганизованности и забывчивости;
•Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей
С понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия
«готовность к обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Новообразования младшего школьного возраста — произвольность, рефлексия, мышление.
3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
У хорошо адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новый период их школьной жизни
В это время формируются собственные моральные установки. Так, жизненные явления постепенно перестают восприниматься в двух цветах, как белые или черные. Это период внутренних конфликтов, поиска себя.
Парадоксальная ситуация! Пятиклассник по интеллекту и амбициям уже подросток, а по эмоциональным качествам и социальному поведению — все еще ребенок… Он стремится к познанию окружающего мира, интересуется всем новым, хочет отстаивать свои права и независимость, противопоставляя себя старшим, но при этом по-детски рассчитывает на помощь, поддержку, защиту (и даже некоторый контроль) со стороны взрослых, хоть и не готов в этом признаться.
Дети с сильной нервной системой легко привыкают к такому «калейдоскопу».
Чего не скажешь о медлительных, впечатлительных пятиклассниках. Они могут не воспринимать объяснения, которые подаются не в привычной для них манере, на незнакомые интонации и противоречивые требования реагировать либо заторможено, либо эмоционально «взрываться». Настроение ребенка ухудшается, качество усвоения материала страдает, отношения с окружающими портятся.
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
•Умеет работать самостоятельно;
•Умеет планировать свои действия;
•Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
•Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
•Кто не делает трагедии из школьной отметки;
Причины неполной адаптации
•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,
•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,
•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,
•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.
Следствие неполной адаптации:
•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;
•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;
•Чувство беспомощности и обиды;
•Формируется мотив избегания неудач;
•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);
•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;
•Формирование чувства неполноценности.
•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
Основные задачи в период адаптации к 5 классу:
•Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;
•Формирование умения учиться в новых условиях;
•Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;
•Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
•Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
•Развитие ответственности и самостоятельности.
•Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.
Задачи педагогического коллектива:
• Выявление тех изменений в жизни ребёнка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.
• Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.
• Сохранение и развитие основных способов и форм организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их возрастной этап.
• Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
Добавить комментарий