«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев…»

Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками – формируется пинцетный захват. Затем ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Занятия лепкой, рисованием, аппликацией, ручным трудом, конструированием помогают развивать мелкую моторику рук, воображение, внимание, наблюдательность. Ребенок увлеченно лепят фигурки из пластилина. Каждая деталь персонажа очень важна: какой она формы, длинны, размера. Ребенок старается не только понять, но и прочувствовать пальчиками еще такие далекие для его конкретного мышления абстрактные понятия. Выдерживание пропорций отдельных деталей позволяют детям увидеть всю фигуру в целом. В руках ребенка фигурка оживает, и дети начинают сочинять о своем персонаже интересные истории, придумывая необычные сюжеты. При этом учатся рассказывать и внимательно слушать.

Аппликация тоже важное занятие для ребенка. Вырезание картинок из журналов, аппликаций из цветной бумаги и картона с последующим наклеиванием – вот основной вид деятельности малыша. Вообще манипуляции ножницами отлично развивают мелкую моторику. Цветная бумагу, картон, клей и ножницы – ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки, а не клеит готовые наклейки в журнал. Для начала важно ребенка просто научить отрезать края у прямоугольного кусочка бумаги, а потом резать извилистыми линями, резать кривыми линиями со множеством изломов, вырезать фигуры с изгибами и углами, вырезать окружности. А затем создавать интересные поделки из подручных материалов.

Рисование и раскрашивание картинок – это тот вид деятельности, который детям очень нравится. Ребенок обводить по контуру картинки, которые нарисованы пунктиром или соединять линиями картинки из точек Особенно хорошо для развития мелкой моторики рисование на вертикальных поверхностях: на стене, на асфальте, на специальной доске для рисования. Дети ваяют свои шедевры специальными мелками для рисования на любых поверхностях.

Таким образом, через занятия лепкой, рисованием, аппликацией, ручным трудом, конструированием дети развивают мелкую моторику и координацию движений руки, воображение другие познавательные процессы, которые готовят детей к успешному обучению в школе.

Педагог-психолог Мирошниченко Е.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *